И фестиваль балета «Мариинский» 2017 года открылся премьерой балета Юрия Смекалова – трехактной «Пахитой». Хореограф обратился к партитуре Эдуара Дельдевеза, но пересмотрел музыку, написанную для парижской «Пахиты» 1846 года и уже звучавшую в Мариинском театре в ХIХ - начале ХХ века в балете Мариуса Петипа. Изменился порядок номеров, некоторые из них получили новую оркестровку, сочинение Дельдевеза дополнили фрагменты из произведений Минкуса и Дриго. Юрий Смекалов написал новое либретто по сюжету новеллы Сервантеса «Цыганочка». А в хореографии нового балета стремился выдержать стилистику спектаклей эпохи Петипа – в переплетении танцевальных сцен с пантомимными, в использовании языка не только классического, но и характерного танца, потому что изюминкой проекта было сочетать в постановке танцы, сочиненные Смекаловым, со знаменитым Grand pas Мариуса Петипа.
Парад классического танца, демонстрирующий мастерство и виртуозность артистов, торжественно венчавший действие в старинном спектакле Петипа, занял почетное место и в новом балете. Реконструкцией исторической хореографии ХIХ века занимался специалист по балетной старине Юрий Бурлака. А Юрий Смекалов органично вписал доставшийся нам из прошлого бриллиант в современную оправу. В новой «Пахите» много танцев – и виртуозных вариаций солистов, и зрелищных кордебалетных ансамблей, нашлось место и шутливым игровым сценкам. В красочном оформлении Андрея Севбо и костюмах Елены Зайцевой спектакль полюбился публике и прочно вошел в репертуар Мариинского театра. А первая исполнительница заглавной партии Виктория Терёшкина за свою работу была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».