Окончил Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой (мастерство хореографии — Г. Д. Алексидзе, исполнительское искусство — К. В. Шатилов), а в 2017 году окончил магистратуру Академии по профилю «Искусство хореографа».
С 1998 до 2008 года был ведущим артистом Театра балета Бориса Эйфмана, исполнил более десятка ролей и заслужил признание профессиональной критики и любовь зрителей. С 2008 года и по сей день является солистом Мариинского театра, в его творческой биографии почти 30 ролей в спектаклях одного из главных балетных театров страны. Юрий Смекалов представляет собой редкий для сегодняшней сцены тип «мужественного танцовщика». Он востребован как в классических, так и в современных постановках.
Аккумулированный балетный опыт в разных коллективах и жанрах позволил Смекалову убедительно заявить о себе в новом качестве — в качестве хореографа-постановщика. Его дебютные номера «Расставание/ Parting» (музыка Дж. Пауэлла) и «Реквием по Нарциссу» (музыка К. Мэнселла) победили на Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве (2009).
Смекалов работает в качестве хореографа и вне стен театра. Он был автором произвольных программ фигуриста Евгения Плющенко и фигуриста Артура Гачинского. Продолжает сотрудничество с тренером Алексеем Мишиным, принимая участие в создании номеров для Сборной России по фигурному катанию. Смекалов участвовал в проекте Первого канала «Болеро», сотрудничал со Школой при Нью-Йорк Сити Балет, ставил двух- и трехактные балеты на сцене Большого и Мариинского театров, Воронежского театра оперы и балета, а также Театрально-концертного зала Элизы Кабреры (Мексика), где был показан балет о жизни художницы Фриды Кало Infinita Frida.
Сочиняя хореографию, Юрий Смекалов отталкивается не только от собственной идеи, но и от индивидуальности танцовщиков, в соавторстве с которыми создает балет. Поэтому его спектакли неизменно остаются демократично-комфортными для выдающихся исполнителей из разных стран мира: России, США, Германии, Мексики и т.д.
Награды
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (в номинации «Лучшая мужская роль»)
Лауреат Международного конкурса хореографов и балетмейстеров под патронажем Всемирного совета танца ЮНЕСКО
(в номинации «Видео балет»)
I премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве
(в номинации «Хореограф»)
Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»
(в номинации «Лучшая мужская роль»)
Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» за значительный вклад в развитие Санкт-Петербурга в области искусства.
Хореография
2008
Золото осени
(Verba volant, scripta manent – Слова улетают, написанное остается) – проект памяти Георгия Алексидзе (Москва, МХАТ им. М.Горького)
Расставание
на музыку Дж.Пауэлла – балетный номер (Берлин, Германия)
2009
Реквием Нарциссу
Балетная миниатюра (Москва)
История на бегу
Балетная миниатюра (Москва)
2010
Предчувствие весны
Одноактный балет на музыку А.Лядова
(Санкт-Петербург, Мариинский театр)
Завод Болеро
Одноактный балет на музыку М.Равеля
(Санкт-Петербург, Мариинский театр)
2011
Ариадна на Наксосе
Сценическое движение в опере на музыку
Р.Штрауса, режиссура М.Штрумингера
(Санкт-Петербург, Мариинский театр)
Танцевальный опус
На музыку Второго фортепианного концерта С.Рахманинова
(Нью-Йорк, Школа при Нью-Йорк Сити Балет)
Болеро
Проект Первого канала (Москва)
2012
Мойдодыр
Двухактный балет на музыку Е.Подгайца (Москва, Большой театр)
2013
Intensio
Одноактный балет на музыку А.Маева
(Санкт-Петербург, Мариинский театр)
Этюды
Хореографическая редакция балета Харальда Ландера на музыку К.Черни (Санкт-Петербург, Мариинский театр)
Джан
Хореографическая миниатюра в проекте «Творческая мастерская Владимира Васильева» в рамках Платоновского фестиваля искусств на музыку А. Маева (Воронеж, Воронежский театр оперы и балета)
Ne me quitte pas (Не покидай меня)
Балетный номер на музыку Ж.Бреля (Москва)
Infinita Frida
Двухактный балет на музыку А.Маева
(Текскоко, Мексика, Театрально-концертный зал Элизы Кабреры)
Открытие Торгово-промышленной выставки
Хореографическая композиция на музыку В. Филатова
(Ганновер, Германия)
2014
Камера обскура
Одноактный балет на музыку А.Маева
(Санкт-Петербург, Мариинский театр)
2015
Who is my shadow?
Балетный номер (Специально для молодой звездной пары Кеннеди Каллас и Остин Асеведо для участия в гала-концерте конкурса the Young American Grand Prix) на музыку А. Маева (США)
Испанские миниатюры
Балетная фантазия (специально для бенефиса Виктории Терешкиной) на народную музыку (Санкт-Петербург, Мариинский театр)
Орфей в подземном царстве
Трехактный балет на музыку С.Рахманинова
(Санкт-Петербург, Мариинский театр)
2016
Медный всадник
Трехактный балет на музыку Р.Глиэра
(Санкт-Петербург, Мариинский театр)
2017
Пахита
Трехактный балет на музыку Э.Дельдевеза, Л.Минкуса,
Р.Дриго (Санкт-Петербург, Мариинский театр)
2018
Солярис
Двухактный балетный спектакль на музыку Б.Юнусова
(Санкт-Петербург, драматический театр Приют комедианта)
Хроники заводной птицы
балетный номер на музыку Б.Юнусова
(Марибор, Словения, фестиваль Dance Open)
2019
Три маски короля
Балет-притча на музыку М. Крылова
(Самара, Самарский академический театр
оперы и балета)
Концерт для контрабаса
Балетный номер на музыку Джованни Боттезини
1234
Балет на музыку Бхимы Юнусова.
Четыре хореографа из Германии, Португалии, Израиля и России впервые создают спектакль вместе под руководством Юрия Смекалова.
Три товарища?
О чем молчит балет
Три реальные истории танцовщиков одного из главных музыкальных театров без купюр рассказывают об изнанке балетного мира.